Немного искусства



Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся навыков устного счета. Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Устный счет является простейшей формой творческой работы для детей при  изучении математики. При умелой постановке дела устный счет становится для детей чем-то вроде увлекательно спорта, примером чего является  работа  известного  дореволюционного  педагога  С.А. Рачинского,   запечатленная  на   прекрасной картине его ученика Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» (Иллюстрация 1).



 Иллюстрация 1. «Устный счет» Н.П. Богданов-Бельский

Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик,  поднявший  в  сельской  школе  преподавание арифметики на очень высокую ступень, особенно  это  относится к устному счету и решению задач.
С. А. Рачинский обращал внимание на то, что способность к «умственному» [устному] счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики. Он всегда учил детей решать задачи быстро, оригинально, красиво. Учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношений между ними.
Сергеем Александровичем было описано множество приемов устного счета, таких как:
- способ возведения в квадрат любого двузначного числа;
- способ умножения двузначных чисел;
- способ умножения на число, записанное одними девятками;
- числа, «раздвигаемые при умножении»;
- признаки делимости натуральных чисел и т.п.
Приведем  некоторые  специальные  приёмы  устных   вычислений,  использованные С. А. Рачинским:
1) Приёмы последовательного умножения и деления
Один из множителей раскладываем на простые множители, а затем  выполняем умножение. То же самое и с делением.
Пример:
75·8=75·2·2·2=150·2·2=300·2=600
18·35=18·5·7=90·7=630
35·18=35·2·9=70·9=630
23·55=23·5·11=115·11=1150+115=1265
540:4=(540:2):2=270:2=135
960:15=(960:3):5=320:5=640:10=64
2) Приёмы, основанные на значениях некоторых свойств чисел  или  результатов действий (10·10+11·11+12·12+13·13+14·14):365, если знать, что в этом ряде чисел 10·10+11·11+12·12=13·13+14·14=365 (сумма квадратов трех последовательных чисел равна сумме квадратов следующих за ними двух чисел).
На картине изображены крестьянские дети, которые напряженно ищут в уме необычный для учеников трехклассной сельской  школы  решение  примера (как раз такого, который описан в данном приёме):
С. А. Рачинский также отмечал, что знание следующих приемов может облегчить процесс решения задач, в которых основой являются действия  вычислительного характера:
3) Зная  число  Шахразады   1001=7·11·13,  сразу   можно   получить  результат: 7·11·13·678=1001·678=678678.
4) Наблюдая примеры,
1+3=4=2·2                             1+3+5+7=16=4·4
1+3+5=9=3·3                         1+3+5+7+9=5·5
можно выявить закономерность. Если складываются натуральные нечётные последовательные числа, то сумма любого количества  последовательных  нечётных чисел, начиная с 1,  равна  произведению числа,  выражающего  количество слагаемых, на самого себя.
5) Можно использовать для вычислений ещё одну закономерность:
1+2=3
4+5+6=7+8
9+10+11+12=13+14+15
6) Можно находить сумму любого количества последовательных натуральных чисел заметив, что сумма крайних равна сумме двух любых других, равноудалённых от начала и конца ряда.
Например:
5+6+7+8+9+10+11=(5+11)+(6+10)+(7+9)+8=16·3+8=56.

Комментариев нет:

Отправить комментарий