Приемов устного счета
очень много. Все эти приемы можно объединить в две группы:
- общие
(приемы, в которых используются свойства арифметических действий, используются
для любых чисел)
-
специальные (для конкретных чисел, частные случаи).
Общие приемы
Общие
приёмы устного счёта могут быть применимы к любым числам. Они основываются на
свойствах десятичного числа и применении законов и свойств арифметических
действий.
Рассмотрим
прием, основанный на знании законов и свойств арифметических действий.
При
сложении двух и более чисел часто используется такой прием, включающий три
этапа:
1)
Разложение каждого слагаемого на разряды – единицы, десятки, сотни, тысячи, сотни тысяч и т.д.
2)
Использование сочетательного и переместительного свойств.
3)
Выполнить сложение каждой из получившихся групп.
Пример:
Требуется сложить 28, 47, 32 и 13.
1)
пользуясь десятичным составом числа, разложим каждое слагаемое на разряды –
десятки и единицы.
28=20+8 32=30+2
47=40+7 13=10+3;
2)
воспользуемся сочетательным и переместительным свойствами:
20+30+8+2+40+10+7+3
– (переместительный закон);
(20+30)+(8+2)+(40+10)+(7+3)
– (сочетательный закон);
3)
выполняем сложение каждой группы:
50+10+50+10;
4)
50+50+10+10 (переместительный закон);
5)
100+10+10=120 выполняем сложение.
Специальные приемы
Приёмы,
которые применимы только к некоторым числам и некоторым действиям.
Приём №1. Приём округления
Очень эффективный и часто
употребляемый приём устного счёта. Этот приём можно использовать во всех
четырёх арифметических действиях.
Прием заключается в
следующем:
1) К одному из слагаемых
(уменьшаемому, вычитаемому, множителю, делимому, делителю) добавляется столько
единиц, сколько не хватает до нужного «круглого» числа.
2) Затем из результата
вычитается столько же единиц, сколько прибавляли.
Примеры:
1)
399+473=400+473=873–1=872 (399 округляется до 400, т.е. прибавляется 1, а затем
из результата вычитается 1).
399+473=(399+1)+(473–1)=400+472=872.
2) 56–38=(56+4–38) –
4=(60–38) – 4=22–4=18 (если уменьшаемое увеличить на несколько единиц, то остаток или
разность необходимо увеличить на соответствующее количество единиц).
3)
72–15=((72–2) –15)+2=(70–15)+2=57 (если уменьшаемое уменьшить на несколько
единиц, то остаток или разность уменьшается на соответствующее количество
единиц. Следовательно, это количество необходимо прибавить.
4) 752–298=(752 –
(298+2))+2=(752–300)+2=452+2=454 (если вычитаемое увеличить на несколько
единиц, то остаток
или разность
уменьшаются
на соответствующее количество единиц. Чтобы этого
не произошло к полученному результату необходимо
прибавить вычтенное число.
93–22=(93 –
(22–2)) – 2=(93–20) – 2=73–2=71.
Приём №2. Приём перестановки слагаемых или
перестановки сомножителей
Суть приёма заключается в
перемене мест слагаемых для того, чтобы сначала сложить те числа, которые в
сумме дают «круглое» число или просто более легко складываются.
Примеры:
1) 389+567+111=389+111+567=500+567=1067 (переместительные
свойства суммы).
2)257+1998+3055=2357+1997+(3010+45)=2357+1998+3010+43+2=2357+43+1998+2+3010=2400+2000+3010=7410
(первое и второе слагаемые
дополняются за счёт третьего).
Приём №3. Приём замены одного действия другим
Замена вычитания сложением: вычитаемое сначала дополняется единицами до «круглого» числа, а затем
полученное «круглое» число дополняют уже до уменьшаемого, т.е. основное
действие вычитания заменилось на «двойное» сложение.
Примеры:
1) 600–289 дополняем 289
до 300: это 11 и ещё 300 до 600. Итого: 311
Вместо того чтобы
вычислять 600–289=311, мы вычисляем 289+11+300=600, при этом без записи, произнося
про себя 11, 300, итого 311
2) 730–644 вычитаемое 644
дополняем до 650 (6), затем до 700 (50) и до 730 (30): 6+50+30=86.
Приём №4. Приём умножения на 5, 50, 500
Множитель, который
умножается на 5, 50, 500, необходимо представить в виде суммы, а затем,
используя сочетательное свойство умножения, выполнить действие уже в более
упрощенном варианте.
Но есть более простой
способ. Если один из множителей увеличить в два раза, то
и произведение увеличится в 2 раза, следовательно,
для получения искомого результата надо полученное
произведение уменьшить в два раза.
(первый множитель делим
пополам, т.е. на два, а второй множитель увеличиваем в 2 раза)
Умножение чисел на 50 и
500 начинается так же, как и умножение на 5, с деления, множимого на 2 и заканчивается
умножением полученного результата на 100 или 1000, что равносильно
приписыванию двух или трёх нулей справа.
Приём №5. Приём умножения на 25, 250, 2500
При умножении числа на
25, сначала необходимо умножить на 100, а полученный результат разделить на 4,
чтобы получить искомую величину произведения. Можно наоборот сначала разделить
на 4, а потом умножить на 100.
Аналогично выполняется
умножение на 250 и на 2500.
Приём №6. Прием умножения на 125
Т.е. в
тысяче 125 содержится 8 раз, т.е. сначала необходимо умножить на 1000, а
полученный результат разделить на 8. Можно наоборот сначала разделить на 8, а
потом умножить на 1000.
Приём №7. Приём умножения на 15
Пятнадцать состоит из
одного десятка и 5 единиц, но 5 это половина 10, следовательно, можно число
умножить на 10 и взять ещё половину полученного от умножения этого числа на
десять.
Особенно эффективен этот
приём умножения на 15 чётных чисел, где действия можно выполнить так:
А с нечётными так:
Приём №8. Приём умножения на 9
и 99
Множители 9 и 99 на единицу меньше круглых
чисел 10 и 100. Поэтому
умножение числа 9 можно выполнить так:
умножить число на 10 и
вычесть из полученного это же число, умноженное на единицу (т.е. брать число не
9, а десять раз и уменьшать после на это же число)
Умножение числа на 99
производится аналогично.
Примеры:
1) 25·9=25·10–25·1=250–25=225;
2) 35·99=35·100–35·1=3500–35=3465.
Приём №9. Приём умножения на 11
Этот приём аналогичен
умножению на 9, только здесь необходимо числа сначала умножить на 10, а после
прибавлять ещё один, одиннадцатый, раз это же число.
Примеры:
1) 87·11=87·10+87·1=870+87=957;
2) 232·11=232·10+232·1=2320+232=2552.
Это общий приём умножения
на 11.
Умножение на 11
двухзначного числа осуществляется очень простым способом:
достаточно между цифрами,
стоящими в разряде десятков и в разряде единиц, вставить их сумму. Если сумма
выражается двухзначным числом, то десятки плюсуются с первым числом.
Примеры:
1) 54·11=594, (5+4=9);
2) 78·11=858, (7+8=15,
7+1=8).
Рассмотрев способы
рационализации вычислений, организацию устных и приближенных вычислений,
признаки делимости, прикидку и оценку
вычислений, обзор заданий из школьных
учебников, во второй
главе рассмотрим методические основы формирования
вычислительной культуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий